Вечерняя Казань / № 205(2312) / Культура / Кому в подарок белого слона?

Кому в подарок белого слона?

Если индийские раджи хотели погубить человека, то дарили ему белого слона - хоть разорись, но редкое животное прокорми, иначе голову с плеч. А если режиссеры хотят гарантированно привлечь зрителей в тюркоязычный театр, то должны поставить бессмертную историю про Ходжу Насретдина. В минувшие выходные премьера спектакля по одноименной пьесе Наки Исанбета состоялась в театре имени Тинчурина.

При чем здесь, спросите, слон? А как раз из-за него и разгорелся весь сыр-бор: прожорливого элефанта жители Кузнечной слободы содержать были больше не в силах и потому отправили своего земляка Насретдина послом к хану Жигангиру с просьбой забрать этот дорогой подарок.

При чем здесь, спросите, индийские раджи? А место действия спектакля не имеет конкретного адреса. Насретдина считают своим национальным героем и в Азербайджане, и в Турции, и в Средней Азии, и в Башкирии. Да и нам характер никогда не унывающего остроумца и философа понятен и симпатичен.

Яркая палитра спектакля, стремительные диалоги ошеломляют, как суета и гомон восточного базара. Костюмы и декорации художника Романа Морова сообразуются с традиционными представлениями об азиатской пышности и колорите: одежды из блестящих тканей переливаются всеми цветами радуги, смелые сочетания чистых красок радуют глаз. Музыка композитора Чингиза Абызова органично сочетается с общим духом спектакля - такая же затейливая, изящная, праздничная.

Излагать фабулу комедии - задачка не из легких, слишком уж ветвист и прихотлив сюжет, по сути, распадающийся на множество законченных историй, объединенных общими героями. С одной стороны, угадывать в том или ином эпизоде то старую восточную сказку, то известную притчу о Насретдине - занятие небезынтересное. Вот анекдот о том, как хан поручил Ходже за 10 лет воспитать из ишака мудреца (за это время, как известно, либо ишак сдохнет, либо Ходжа умрет), или же вот рассказ про то, как Ходжа в безмолвном диалоге о власти и могуществе ставит собеседника в тупик, подвесив на доску куриное яйцо... Но менее искушенного зрителя эта пестрота, как мне показалось, может обескуражить и потому утомить. Спектакль и так держит зрительское внимание в постоянном напряжении: непривычно быстрый темп действия, скороговорки персонажей. Главное, на все сто выкладываются сами артисты, недаром на подготовку комедии ушло в два раза больше времени, чем обычно. Чувствуется кропотливая работа хореографов Райсы Хасановой и Рустема Фаткуллина: актеры, словно всю жизнь этим занимались, то плывут в изящном восточном танце, то совершают немыслимые кульбиты. А исполнителю заглавной роли, 25-летнему артисту Алмазу Фатхуллину, даже колесом по сцене не слабо пройтись!

Режиссер-постановщик Рашит Загидуллин, видимо, сознательно обозначил жанр постановки слишком широко - просто комедия. А уточнять можно долго: музыкальная комедия, эксцентрическая комедия, комедия-буфф, представление в духе комедии дель арте... Любое определение окажется к месту: действие изобилует танцевальными и даже акробатическими номерами, характеры персонажей, как в комедии масок, однозначны и узнаваемы - глупый богач, корыстолюбивый судья, грубый солдафон-генерал, сварливая жена. Что же в итоге получилось? На мой взгляд - красочная фреска, спектакль, стоящий ближе к ярмарочному представлению (при этом определение "ярмарочный" вовсе не значит "низкосортный"), чем к традиционному театральному действу. Все здесь случится, как в старой доброй пьесе про Арлекина и Коломбину: действующим лицам достанутся порции бутафорских колотушек, глупость и жадность будут высмеяны и наказаны, влюбленные назло препятствиям соединятся, а главный герой, объявленный умершим, на самом деле будет жить и здравствовать в веках.

Алия ЗИГАНШИНА