Вечерняя Казань / № 23(2338) / Горячие материалы / Кровавая бойня под Буинском
Комендантский час
Кровавая бойня под Буинском
Хроника минувших суток
Со вчерашнего дня весь личный состав МВД Татарстана переведен на усиленный режим. Ночью на ульяновской трассе близ Буинска двое преступников расстреляли из автоматов Калашникова машину инспектора ГИБДД и патрульную машину вневедомственной охраны: четыре человека убиты и двое ранены. Причем один ранен тяжело - с пулей в голове его доставили в РКБ.
В милиции опасаются, что число жертв может быть и больше. Штаб по расследованию убийств развернут в Буинске, его возглавил первый замминистра МВД Ринат Тимерзянов. Несмотря на все усилия, поиски преступников результатов пока не дали. По признанию генерала Рафила Нагуманова, в республике такого еще не было...
4 февраля. 2 часа 40 минут. КПМ "Восток". 38 километров до райцентра. "ВАЗ-21099" с ульяновскими номерами не подчинился требованию инспектора ГИБДД остановиться и резко увеличил скорость. Старший сержант передал по рации о неподчинении и предупредил о начале преследования. В милиции пока затрудняются ответить, почему инспектор ГИБДД преследовал преступников не на служебной машине, а на частной. По непроверенным данным, на КПМ были знакомые старшего сержанта, которые согласились поучаствовать в погоне. Уже на третьем километре, около автозаправки, машина со старшим сержантом и, по предварительным данным, тремя гражданскими лицами догнала ульяновские "Жигули" и... была встречена автоматным огнем. Инспектор Хайруллин и двое его спутников убиты на месте. Третьего, по предположению сотрудников милиции, взяли в заложники и использовали как водителя. Впрочем, стопроцентной уверенности, что был третий, у правоохранительных органов нет.
Преступники забрали табельное оружие, пересели в "незасвеченные" "Жигули". Навстречу им из Буинска по сигналу с КПМ о нарушителе выехал экипаж вневедомственной охраны. Милиционеры еще не знали о трагедии на заправке. Они встретились в километре от райцентра. Патрульная "шестерка" была обстреляна из автоматов. Капитан Шарафутдинов убит на месте, двое его подчиненных получили тяжелые ранения... Или раненые сумели отползти и оказать сопротивление, или преступники спешили, но на этот раз табельные ПМ, по данным пресс-службы МВД, остались при сотрудниках. Сменив "99-ю" на милицейскую "шестерку", бандиты скрылись. Позже оперативники установили, что в брошенной машине кончился бензин.
В 3 часа 30 минут все посты ГИБДД были оповещены о случившемся, оперативные группы МВД подняты в ружье. В 4.00 группы батальона оперативного реагирования "оседлали" КПМ "Малиновка" на въезде у волжского моста. Пришла информация о "шестерке" вневедомственной охраны - ее нашли около Буинска на объездной трассе в кювете. Вероятно, бандиты не справились с управлением на скользкой дороге.
Выезд рейсовых автобусов из города запрещен, дабы не подвергать опасности жизни пассажиров. Их останавливали прямо у КПМ. Образовалась очередь из десятка автобусов. Водителям легковушек и грузовиков рекомендуется никого в дороге не брать и не останавливаться. А еще лучше - отложить поездку.
Взвод спецназа в бронежилетах и с автоматами "шмонает" машины. У милиционеров есть основания полагать, что преступники движутся в сторону Казани. С пассажирами не церемонятся. Ситуация осложняется тем, что милиция не знает, кого искать. Еще ночью были сделаны запросы в Ульяновскую и Самарскую области о возможных побегах из мест лишения свободы и воинских частей. Ответ отрицательный. Поэтому досматривают всех и вся на предмет оружия. Оповещена Москва.
Бандиты дают о себе знать: в Апастовском районе обстрелян "КамАЗ". Водитель не пострадал. Ушел на скорости... Стрелявших ищут, но безрезультатно.
Только в 8.00 поступил сигнал из Ульяновска. В расположение 31-й воздушно-десантной бригады не вернулись двое солдат-срочников. Сержант Сухоруков, 1982 года рождения, из Пензы и сержант Алмаз Шагеев, 1981 года рождения, из поселка Васильево Зеленодольского района. Исчезли два автомата и девять магазинов по 15 патронов в каждом. Всего 130 патронов.
На все посты переданы фотографии Шагеева. Данных по Сухорукову пока нет. Спецназу легче. Ищут похожих. "Шмон" слабеет. Пробка рассасывается.
Начальник оперативного штаба Ринат Тимерзянов лично проверяет дорогу на Буинск. В 9.00 дает "добро" на проезд автобусов.
В обед журналисты "ВК" связались с замминистра Рафилом Нагумановым. По его мнению, "преступники затаились. И вполне возможно, где-нибудь уже на территории Чувашии. Пришли от соседей, вероятно, к ним и уйдут. Есть данные, что дезертиры совершили еще ряд убийств. По предположению специалистов, они сейчас находятся в состоянии аффекта и еще могут совершать нападения...". Генерал просит граждан быть осторожными и сообщать о подозрительных субъектах по "02".
В 15.00 в Ульяновске заканчивается пресс-конференция, организованная областным военкомом генерал-майором Витрянюком. По словам комиссара, оба солдата были на хорошем счету. Оба призывались осенью 2000 года. До демобилизации им оставалось меньше года. Сержант Шагеев занимал должность замкомвзвода и выполнял обязанности старшины, Сухоруков командовал отделением. Генерал-майор высказал сомнения, что убийства на дорогах Татарстана - дело рук десантников. По его мнению, солдаты воспользовались доверием офицеров и похитили оружие на продажу. А выйдя за территорию части, были убиты. Генерал уточнил, что похищено не 130 патронов, а 175...
В Ульяновске обнаружен труп. Предположительно, это хозяин того самого автомобиля, на котором преступники въехали в Татарстан.
Командующий ВДВ генерал Шпак прилетает в Ульяновск. Если подозрения ульяновского военкома верны, то ситуация еще более осложняется. С 8 утра вчерашнего дня милиция ищет солдат-дезертиров по разосланным фотографиям. Внешность реальных убийц может быть другой.
По имеющимся у нас сведениям, мать Алмаза Шагеева весь вчерашний день провела в УВД Казани. По всей видимости, милиционеры хотели составить с ее помощью психологический портрет беглеца, чтобы попытаться смоделировать его поступки. Журналисты "ВК" параллельно решили составить свой психологический портрет парня - посетить общежитие в поселке Васильево, где вырос Алмаз Шагеев и где ныне живут его близкие. Скажем прямо, ничего хорошего из этого не вышло.
...В двухэтажном бараке с грязными стенами напрочь отсутствует нумерация комнат. Выбираем дверь, за которой слышны веселые детские голоса. Стучим. Слышим: "Кто пришел?", после чего нам открывают, даже не выслушав ответа. Двое ребятишек 10 - 12 лет указывают комнату Шагеевых на втором этаже и охотно рассказывают, каким Алмаз был до армии славным парнем. Тихим таким и застенчивым.
Поднимаемся на второй этаж. Дверь в комнату после некоторой заминки открывает миловидная девушка. Мы не успеваем поздороваться, как из-за ее спины выпрыгивает рослый спецназовец с автоматом. При этом ствол почти упирается одному из нас в лоб. Объяснения, что мы из газеты, не действуют. Милиционер тяжело дышит, и нервировать его не хочется. Вспоминаю, как при подобных обстоятельствах в Авиастроительном районе был застрелен подозреваемый, и медленно отхожу к стене. То же делает и фотограф.
Поставив нас лицом к стене с поднятыми руками, спецназовец громко зовет какого-то Колю и только потом соглашается посмотреть журналистское удостоверение. Логотип "Вечерняя Казань" действует на него, как валерьянка: ствол наконец-то опускается. И в тот же момент в коридоре появляется группа мужчин в штатском - видимо, их звал на помощь милиционер.
Поговорить с миловидной девушкой - женой младшего брата Алмаза - нам не разрешают и стараются побыстрее выгнать на улицу, где возле подъезда столпилось с десяток милиционеров в штатском, с короткими автоматами под одеждой - их тоже переполошил крик спецназовца. А суть общения с милиционерами свелась к одному: не мешайте работать, ребята, засада устроена не для вас...
Рустам ВАФИН, Юлия АНДРЕЕВА, Алексей УГАРОВ.
Фото Олега КОСОВА.