Вечерняя Казань / № 24(2339) / Культура / Повторятся ли для казанцев "аплодисменты Райкина"

Повторятся ли для казанцев "аплодисменты Райкина"

Сегодня на сцене театра им. Тинчурина пройдет третий конкурсный день IХ фестиваля студенческих театров малых форм вузов России и стран СНГ "Икариада-2002". В этот вечер выступят команды "Синий альянс" из Ижевска, "Отдел кадров" из Волгограда и тюменский коллектив "Зеркало". Для казанцев сценическая лихорадка уже позади: свою программу "Проект Плюс" показывал вчера.

Эти строки пишутся накануне, когда есть еще шанс, что произойдет невероятное и номера хозяев будут выглядеть интереснее всех. Все-таки "Проект Плюс" - команда сборная, созданная совместными усилиями СТЭМа из КХТИ "Симулянты" и театра клоунады и пантомимы "Кукарямба", занявшего, кстати, первое место в номинации "театр малых форм" на последней российской "Студенческой весне". Артистам есть за что бороться: в жюри "Икариады" присутствует худрук московского международного фестиваля "Кубок Юмора-2002" Евгений Шибагутдинов и лучшие исполнители будут приглашены принять участие в этом празднике.

Однако знатоки СТЭМовского движения, трезво оценивая наши возможности, на чудо не надеются. Тот факт, что последние три "Икариады" казанские коллективы не поднимались выше третьего места, говорит о многом. А директор фестиваля Владимир Чуркин заверил: нынешняя "Икариада" по уровню участников превосходит все предыдущие.

Стоит признать - сейчас в Казани СТЭМовское движение, увы, в загоне. Существующие в вузах театры пребывают на уровне факультетской самодеятельности, недавно приказал долго жить, став номинацией "Студвесны", городской открытый фестиваль "Сатирикон" - ведь нельзя же из года в год давать награды одним и тем же коллективам. И воспоминания о тех временах, когда выступлению театра КАИ на всесоюзном фестивале стоя аплодировал сам Аркадий Райкин, кажутся "преданиями старины глубокой". Ветераны поседели и постарели, а среди молодых яркие таланты не появляются уже давно. Тому есть и объективные, и субъективные причины. СТЭМовцы со стажем называют три момента: отсутствие материала, отсутствие руководителя, отсутствие организующего ядра. Зато КВН, некогда отпочковавшийся от театра эстрадных миниатюр, в последние годы приобрел у нас и популярность, и - что немаловажно - государственную поддержку, а для некоторых людей игра в веселых и находчивых даже стала профессией.

Но не хочется верить, что казанские вузы враз оскудели талантами. И оставаться на СТЭМовском небосклоне городом, в котором лишь хорошо принимают фестивали, тоже не хочется. А уж в перспективах театров миниатюр убеждать не приходится - набираясь опыта и профессионализма, СТЭМы вырастают в самостоятельные, коммерчески успешные коллективы. К примеру, "Как Кан" из Гродно не смог приехать на нынешнюю "Икариаду" по уважительной причине - у них зарубежные гастроли.

Алия ЗИГАНШИНА