Вечерняя Казань / № 26-27(2341-2342) / Городские новости / Флаги на банках

Геральдика

Флаги на банках

Вчера состоялось первое координационное собрание Геральдического совета при президенте РТ.

Работы у недавно образованного органа - непочатый край, не более и не менее как "обеспечение единой государственной политики в геральдической сфере". До сих пор этой политики, считай, что и не было: Иван Грозный назначил гербом Казанской губернии крылатого змия, да Екатерина Великая проездом с кондачка жаловала несколько уездных гербов, да партруководители распорядились относительно величественного силуэта нефтяной вышки, да расцвет национального самосознания родил зверя ак барса... В общем, кто в лес, кто на буровую. Не только реестра, но и простого свода символов в Татарстане, как сказал "ВК" ответственный секретарь совета Радик Салихов, сегодня не существует.

Правда, существуют федеральная геральдическая политика и геральдический реестр. Но попасть в него хлопотно: извольте обосновать, с какого конкретно исторического перепуга население вашей местности загорелось идеей иметь на гербе изображение какого-нибудь хищника...

Могут и завернуть. В прошлом году, например, было отказано в регистрации гербу Саратовской области как "несоответствующему геральдико-правовым нормам". Саратовцам велено было убрать из герба ленту ордена Андрея Первозванного, дубовые листья разбавить лавровыми и дополнить колосьями, а "земельную корону" (есть такой геральдический символ) рисовать с зубцами. И все-то в этой науке геральдике такие тонкости да деликатности, даже цвет поля (гербового "фона") имеет значение. Цвет может по смыслу не совпасть с "картинкой".

Понятно, что дилетантам тут делать нечего. А профессионалов во всей России - по пальцам наперечет; для самого Геральдического совета при президенте России всего пара и нашлась. Одного из них - заместителя директора Эрмитажа по науке, известного в научном мире специалиста по гербам и флагам - и сделали председателем. А в Татарстане пришлось назначать главным геральдмейстером начальника архивного управления при кабмине.

Зато и процедура внесения в местный геральдический реестр проста до чрезвычайности. Принципиально не решив, оставлять ли инициативу "осимволения" на местах или "спускать" гербы, флаги и эмблемы централизованно, республиканская власть на всякий случай в нормативную базу заложила и тот, и другой вариант. С одной стороны, "для регистрации официальных символов... необходимо представить в Геральдический совет... пояснительную записку с обоснованием изображенных фигур". Но "в случае отсутствия... геральдическое описание составляется Геральдическим советом".

Дело необходимое. Потому как если наши люди задумают поместить на эмблеме местного самоуправления распространенный геральдический символ "корона" - они ведь не такие тонкости как "земельная корона" будут иметь в виду. Они ведь в обосновании так и напишут: "Сармановские - короли!"...

Или взять Зиланта, первоначально бывшего на гербе Казанской губернии, а теперь украшающего собой герб Казани. В традиционной геральдике змей - "символ недоброго начала". Грозный царь оставил по себе эту недобрую память - но что прикажете в обосновании писать?

А вот кроткая серебряная овечка на неофициальном (пока) гербе Буинска, наверное, не вызовет ничьих претензий. В конце концов, пасется же козел на Самарском гербе.

Кстати. Может быть, хоть Геральдический совет озаботится наконец вопросом: где пасется ак барс? В республиканском законодательстве декларированы строгие ограничения на использование государственных символов. Крылатый барс имеют право помещать среди своих реквизитов только госорганы и большие госначальники. Между тем уже вся Россия (так, во всяком случае, говорят на "Красном Востоке") знает, что гордый зверь ак барс водится на пивных бутылках...

Марина ЮДКЕВИЧ