Вечерняя Казань / № 34(2349) / Правоохранение и криминал / Речникам возместили долг заправкой... Несуществующей

Громкое дело

Речникам возместили долг заправкой... Несуществующей

Амнистией закончилась многострадальная эпопея по расследованию

хищения миллионов рублей у СК "Татфлот"

"ВК" уже рассказывала об этой истории. Директор ЗАО "Авто-Хелп" Сергей Пачколин в 1997 году заключил договор с "Татфлотом" на поставку 300 тонн шелловского моторного масла. Речники оплатили покупку переуступкой долга производственного объединения "Татавтодор", который задолжал им за гравий. Поскольку "Татавтодор" - организация бюджетная, его долг в сумме 3 миллионов 800 тысяч рублей "Авто-Хелпу" выплатил минфин. Пачколин должен был на эти деньги купить масло и отдать его речникам. Но вместо этого перебросил почти всю сумму на счет знакомого частного предпринимателя, обналичил и присвоил.

"Татфлот" судился с Пачколиным, выигрывал процессы, но деньги директор "Авто-Хелпа" не вернул. Речники обратились в прокуратуру, и по факту мошенничества было возбуждено уголовное дело. Расследовалось оно без малого четыре года. Директор "Авто-Хелпа" умело путал карты следователям. Например, заявил, что почти все деньги перечислил фирме "Авто-Мото", зарегистрированной в Мурманской области, за покупку оборудования. Оперативники потратили немало времени, чтобы убедиться в том, что такой фирмы не существует. Тем не менее следствию удалось установить, куда делись похищенные деньги. Часть средств Пачколин потратил на турпоездки, часть вложил в оборудование мельницы, которую с компаньонами открыл в помещениях бывшего завода "Татполимерфото". Немалую часть из похищенных денег вложил в строительство автозаправки на перекрестке пр. Ямашева и ул. Лаврентьева. Полмиллиона рублей следователи успели арестовать на счетах банка "Мета-Импекс".

Пачколину взять бы да и признать свою вину, погасить ущерб "Татфлоту", получить в суде за чистосердечное раскаяние условный срок и дальше жить припеваючи. Но директор упорно продолжал сопротивляться. Весной прошлого года, например, написал жалобу, что его избил... следователь прокуратуры Антон Комаров. Впрочем, после этой жалобы по шапке досталось самому Пачколину: за заведомо ложный донос Вахитовский райсуд приговорил его к штрафу в размере 700 рублей. Так директор получил свою первую судимость.

Параллельно с уголовным делом о заведомо ложном доносе в суд поступило и само дело о хищениях. Но судья посчитал его недоработанным и направил на доследование по формальным обстоятельствам. Чуть позже прокуратура еще пару раз пыталась передать дело в суд, но получила его обратно. Складывалось впечатление, что на суд кто-то оказывает давление. Ведь если рассуждать логически, безвестный коммерсант Пачколин без поддержки влиятельных чиновников ни за что не провернул бы свою аферу. Во-первых, директор "Татфлота" не заключил бы с первым встречным столь дорогостоящий контракт. Во-вторых, Пачколин, будь он и семи пядей во лбу, не смог бы выбить просто так почти четыре миллиона из минфина. Очередность платежей в этом ведомстве, как известно, решается на уровне самого министра (тогда им был нынешний председатель правительства РТ Рустам Минниханов)...

Суд согласился принять уголовное дело к рассмотрению только в начале нынешнего года. И когда начался процесс, Сергей Пачколин внезапно полностью признал свою вину в мошенничестве. Как будто чувствовал, что ему ничего не грозит. Так оно и вышло - суд приговорил его к трем годам лишения свободы, а потом применил постановление Госдумы об амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне и отпустил с богом. Правда, в том же приговоре указал на необходимость вернуть деньги речникам и перечислил арестованное по делу имущество, которое следует обратить в погашение ущерба. Это те самые полмиллиона рублей, оргтехника, изъятая из офиса "Авто-Хелпа"... Интересно, что из объектов недвижимости там указана лишь автозаправка, которую построил Пачколин на деньги речников. Жители Ново-Савиновского района знают, что на перекрестке пр. Ямашева и ул. Лаврентьева уже давно нет никакой заправки. Это арестованное имущество давно продано третьим лицам. Как и мельница в поселке Левченко. Впрочем, она в приговоре даже не фигурировала...

Алексей УГАРОВ