Вечерняя Казань / № 38(2353) / Горячие материалы / "Кости, которые составляют скелет, мы сохранили..."
На сессии госсовета
"Кости, которые составляют скелет, мы сохранили..."
![]() |
Все, как обычно: |
...Что-то разладилось в этом механизме, созданном для постоянных словесных набегов на злодейский федеральный центр. Вроде все, как было: и депутатско-чиновничья тусовка та же, и у парадного подъезда Госсовета привычно расположилась группа товарищей с плакатами и с мегафонным призывом и дальше стоять за завоевания суверенитета. Но речи в зале заседаний вчера произносились совсем не те.
Об изменении Конституции республики и президент в своем Послании к Госсовету, и депутаты в процессе обсуждения говорили совсем не как о вынужденном акте, совершаемом под сильнейшим нажимом федерального центра. О нет! Теперь все это признается новой победой на пути стабильности и согласия.
Теперь только Александр Штанин упорно напоминает о насильственной природе этого акта - что, согласитесь, просто бестактно по отношению к парламентскому большинству, которое совсем уже настроилось расслабиться и получить удовольствие. Один из парламентариев в этом деле нашел поддержку у Пушкина, с видимым удовольствием процитировав про дядю, который, когда не в шутку занемог, "он уважать себя заставил - и лучше выдумать не мог". К сожалению, незнакомство депутата с переносным значением выражения "уважать себя заставил" (Пушкин употребил его в значении "умер и оставил наследство") придало цитате в применении к конституционным новшествам двусмысленное звучание...
Индус Тагиров исправил впечатление, перейдя на рубленую риторику военной реляции:
- Конечно, мы вынуждены в некоторых пунктах отступать, но держа твердую оборону в некоторых пунктах и переходя в наступление в других. Кости, которые составляют скелет, мы сохранили. А были бы кости, мясо нарастет.
И предложил убрать из текста положение, что Татарстан - "полноправный субъект" Федерации. Потому что неловко... за Федерацию: ну что у нее - не все субъекты равноправные?
Сергей Осколок сослался на "имеющееся на руках письмо из психиатрической больницы республиканской, где на одного больного приходится по три квадратных метра вместо семи". Эта печальная ссылка понадобилась депутату для иллюстрации основной мысли: надо сохранять нацию. А для сохранения нации что нужно? Принять новую редакцию Конституции. Но такую, где было бы как можно больше от старой. И эту мысль тов. Осколок тоже проиллюстрировал:
- К сожалению, здесь нет Минтимера Шариповича... А, вы здесь! Вот Минтимер Шарипович не даст соврать, я говорил ему: вам обязательно надо избираться на третий срок. И кто оказался прав?!
- Конституция 1992 года являлась конституцией независимого государства, и она могла бы успешно применяться, если бы произошел планируемый кем-то развал России. Сейчас стоит только вопрос приведения ее в соответствие реальности, - напомнил Александр Штанин. Положительными сторонами нового проекта он назвал "профессиональный, относительно немногочисленный парламент, отмена местных представительных органов госвласти, появление Счетной палаты для контроля бюджетных средств". Минусы: не прописана иерархия законов, для граждан прописаны обязанности, а для госвласти - нет...
И предложил проект не принимать. Коллеги-депутаты с ним не согласились. А на сложный (и главный для многих идеологически озабоченных граждан) вопрос о суверенитете депутат Ренат Харисов ответил, как истинный поэт:
- В нашей Конституции суверенитет - не столкновение равновеликих суверенитетов, а очень интересные отношения между суверенитетами на разных уровнях...
Непонятно, но здорово.
К 20 марта планируется суммировать поступившие от депутатов поправки к закону о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Обещают, что народу проект тоже покажут.
Фото Виталия КАЛИНА.
Марина ЮДКЕВИЧ