Вечерняя Казань / № 42(2357) / Горячие материалы / Кафиль Амиров: Я очень боялся, что нас похоронят...

Интервью "ВК"

Кафиль Амиров: Я очень боялся, что нас похоронят...

В подвешенном состоянии находится прокуратура Казани. Формально она продолжает свою работу, однако былого оживления в коридорах уже нет - помощники и следователи молча ожидают своей участи. Аналогичная ситуация сложилась и в некоторых отделах Прокуратуры республики, в частности, в арбитражном и гражданском. В курилках ведутся беседы о массовых кадровых перестановках.

О том, как сложится судьба прокурорских работников, и о том, что будут представлять из себя органы прокуратуры в будущем, мы попросили рассказать прокурора РТ Кафиля Амирова.

- Серьезные перемены в органах прокуратуры происходят по всей России в целом. Это связано, в первую очередь, с судебной реформой, а также с принятием новых процессуальных кодексов - как уголовного, так и гражданского. Впрочем, второе плавно вытекает из первого. В России, по западному образцу, происходит укрепление судебной системы, соответственно, органам прокуратуры приходится делиться своими полномочиями. В общем-то во всем цивилизованном мире рассмотрение дел в судах происходит по принципу состязательности: прокурор и адвокат имеют в суде равные права и, соответственно, равные шансы на победу. В России на данный момент положение прокурора в суде несколько предпочтительнее, чем у адвоката, и этот дисбаланс в данный момент уравновешивается.

- А в чем же в наших судах нарушался принцип состязательности? Ведь, на первый взгляд, у нас, как в Америке: прокурор с адвокатом спорят, а судья слушает и мотает на ус...

- Прокурор участвует в судебном процессе как равноправная сторона. Однако то, что прокурор теперь не осуществляет надзор за соблюдением закона непосредственно в судебном разбирательстве, не означает, что он может безразлично относиться к допускаемым нарушениям. Государственный обвинитель, оставаясь представителем органа, на который возложен надзор за законностью, не только обязан соблюдать закон, но и в пределах прав, предоставленных ему УПК, реагировать на любое нарушение, чьи бы интересы ни ущемлялись. А если нарушение не устранено и вынесено незаконное решение - своевременно принести протест. И если все другие участники процесса только вправе реагировать на нарушение, то прокурор обязан это сделать. Эта обязанность на нем лежит не только в случае, когда он участвует в процессе, но и в тех случаях, когда он не принимает участия в судебном разбирательстве, поскольку в соответствии с законом он должен осуществлять надзор за законностью судебных постановлений.

А вообще, надо признаться, мы ожидали, что прокуратуру в России вообще похоронят. Очень многим не нравится, что прокурор в рамках законодательства может вмешиваться в работу частных предприятий, истребовать документы, проводить проверки... Тем, у кого много денег, зачастую не хочется афишировать, откуда они взялись. Соответственно, прокурор для них, как кость в горле...

- Кафиль Фахразиевич, насколько я знаю, изменение роли прокуратуры ожидается и в гражданском процессе.

- Здесь тенденции такие же, как и в уголовном процессе, впрочем, может быть и покруче. У прокуратуры отбирают право предъявлять иски в интересах всех граждан. С точки зрения законодателя, если каждый гражданин имеет право обратиться в суд за защитой своих прав, то он и должен это делать. А прокуратура здесь является лишним звеном. С одной стороны, это справедливо. Хотя бывают варианты, когда простому труженику отстоять свои права без помощи государства практически невозможно. Представьте, что вы рабочий на заводе и вас незаконно уволили за прогул. Вы можете обратиться в суд, но для этого вам необходимо доказать свою правоту - представить суду копию приказа, свою должностную инструкцию, трудовой договор и т.д. Но как вы это сделаете, если администрация завода после увольнения отказывается предоставить вам необходимые документы и вообще не пускает вас на территорию предприятия? Раньше рабочий в этом случае мог пожаловаться прокурору, и тот провел бы проверку, истребовал документы, лично подготовил бы иск в суд. Проект нового ГПК предусматривает, что прокурор в определенных случаях может прийти на помощь гражданину. Скорее всего, это будут случаи обращения прокурора в суд за защитой прав социально незащищенных категорий граждан. Но в любом случае речь идет о сокращении прокурорских полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.

- Новая роль работников прокуратуры предполагает и новый кадровый состав...

- Несомненно. В частности, в Прокуратуре республики будет усилен отдел гособвинителей, который возглавит нынешний прокурор Кировского района Рифкат Алиуллов. А вот арбитражный и гражданский отделы объединят в один. Смысла содержать их по отдельности уже нет. Кандидатуру на должность начальника нового отдела мы еще не подобрали, но это вопрос времени.

- Если Рифкат Алиуллов уйдет на работу в Прокуратуру республики, кто же будет командовать Кировской прокуратурой?

- На недавней коллегии мы решили назначить на эту должность нынешнего прокурора Пестречинского района Минакдаса Шарапова. А его кресло, в свою очередь, займет нынешний начальник арбитражного отдела Фарид Максутов.

- Кафиль Фахразиевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о судьбе прокуратуры города.

- Если бы это было так просто... Вы, журналисты, не хуже меня знаете, что с инициативой о ликвидации городских прокуратур выступил сам генеральный прокурор Владимир Устинов. Вопрос этот однозначно еще не решен. Генпрокурор в данный момент обдумывает возможность сохранения городских прокуратур в городах-миллионщиках. Но если прокуратуру Казани действительно придется ликвидировать, решать вопросы ее расформирования я поручу прокурору города Флеру Багаутдинову. Пусть сам распределит своих подчиненных по районным прокуратурам Казани.

- Не жалко распылять следственную бригаду, которая в городской прокуратуре сколачивалась годами?

- А ее распылять в общем-то никто и не собирается. У нас есть задумка прикрепить группу следователей из прокуратуры Казани к криминалистическому отделу Прокуратуры РТ. Это будет самостоятельная мобильная бригада из 8 - 10 следователей и двух криминалистов. В их распоряжение будут переданы две легковые автомашины, необходимое оборудование. А руководить ею будет нынешний зампрокурора Казани Бакый Куватов.

- Если городской прокуратуры не станет, кто же будет настраивать работу районных прокуратур города на единый лад?

- Вообще-то все районные прокуроры сами себе хозяева и отчитываются только перед прокурором республики. Законодательством не предусмотрен контроль за ними на уровне городских структур. Впрочем, вы правильно сказали, прокуратура Казани действительно направляла усилия районных прокуратур в одно русло. Но это было явление внеплановое. Весь организационный механизм держался только на личном авторитете прокурора города Багаутдинова. Формально вмешиваться в работу районных прокуроров он полномочий не имел.

- А какова будет его судьба, если прокуратуру города ликвидируют?

- Флер Багаутдинов - опытный, ценный работник. И я предложил ему ряд должностей на выбор. Попробуем подыскать ему достойную должность, в любом случае, без дела сидеть мы ему не дадим...

Алексей УГАРОВ