Вечерняя Казань / № 45(2360) / Горячие материалы / Нашими бы унтами - да по подиуму!
Картинки с выставки
Нашими бы унтами - да по подиуму!
Вчера перед совещанием по итогам социально-экономического развития республики в 2001 году президент, спикер и премьер-министр осмотрели развернутую на трех этажах Госсовета выставку достижений капиталистического хозяйства Татарстана. В число сопровождающих затесалась репортер "ВК".
...Что касается позиционирования (умения определить свое место, не обижая ни других, ни себя), никто из хозяйствующих субъектов республики сегодня не может равняться с "Александром ЛТД". Разве что Татнефть. Это было понятно любому вошедшему в здание Госсовета с намерением посетить совещание: стенд ООО "Алма" (сахарные заводы "Александра ЛТД") был смонтирован прямо у лестницы; экспозиция же Татнефти занимала весь простенок между двумя входами в зал.
Президент не мог пройти мимо - и не прошел. С видимым интересом осмотрел хорошенький макетик сахарного завода и был ознакомлен с кратким курсом производства этилена из разных видов сырья. Затем перешел к более легкой промышленности.
"Эбиволь" представляла вышитую национальную одежду. Президент посмотрел на это дело - и, видимо, задумался: с чего бы это такие глубокие мрачные тона тканей?.. И догадался - спросил, указывая на Минниханова:
- Он не мешает? - имея, очевидно, в виду помехи бизнесу со стороны правительства.
Девушка-веселушка у стенда смутилась, потом засмеялась... Выручил ее сам премьер, заявив, что он "только стимулирует". Присутствующие проявили игривую готовность обсудить стимулирующее влияние премьера... Но Шаймиев уже бесстрашно шагнул вплотную к газовым баллончикам "Хитона".
У экспозиции с действующими походной газовой плитой (плита корейская - баллончик наш) и лампой типа "летучая мышь" невольно вспоминалось тяжелое прошлое. Минтимеру Шаймиеву, очевидно, вспомнилось посещение мемориальной ленинской аудитории Казанского университета - и он напомнил сопровождающим, что раньше в этом университете было керосиновое освещение, а потом стало газовое. Стенда Татэнерго поблизости не было, и не было повода сообщить президентской свите, что в КГУ уже светит лампочка Ильича...
У стенда КМИЗа президент продемонстрировал хорошее знакомство и со спецификой проведения операций на "сухом" сердце (при искусственном кровообращении). У стенда Татхимфармпрепаратов цитировал профессора-хирурга Красильникова и рассказывал, как послойно ушивают послеоперационные раны. Сопровождающим взгрустнулось.
Осмотр экспозиции "Ильдана" грусти не развеял. "Смотрите, какая ткань! Итальянская!.." - взывал ильдановец, простирая к президенту рукав сиротского серо-синего цвета. Президент щупал и индифферентно молчал. "Фарид Хайруллович, а пиджачок-то этот... так себе", - честно говоря, я употребила другое выражение. "Да вижу, - сочувственно отозвался спикер, - карманы-то того..."
Между тем время, отведенное на знакомство с достижениями, стремительно истекало - и в рядах свиты началось волнение. "Тащи к "Красному Востоку"!" - донесся до меня свистящий шепот.
Но на пути к экспозиции с всамделишным бочонком перед президентом, как лист перед травой, возникла дама самой экстравагантной наружности. Вся, включая кудельки из-под платка, неорганического лилово-розового цвета. Она вручила президенту какой-то пакет про "экологически чистые технологии". "Что там - заявление, что ли?" - как бы вскользь заинтересовался Камиль Исхаков. Его успокоили.
Айрат Хайруллин ("Красный Восток") пива президенту предложить не решился (хотя всем наливали). Рассказал об успехах и сдержанно посетовал на проблемы с ячменем. А президент посетовал на министра сельского хозяйства, который недопонимает эти проблемы и нажимает на пшеницу, чтобы "накормить отсутствующих коров и получить от них мясо".
А потом случилось странное. Обойти вниманием расположенную тут же экспозицию Татспиртпрома было, казалось, никак нельзя: чтобы выбраться на оперативный простор, надо было пройти мимо нее. И президент... прошел мимо быстрым шагом, демонстративно глядя в противоположную сторону! После такого любой невропатолог, не моргнув глазом, прописал бы представителям водочного концерна немедленно начать дегустацию родного напитка.
Что бы ни значило это раздражение по поводу некогда любимой "монопольки" - очевидно, чувство это было весьма сильным. Неспроста президент немедленно принялся преувеличенно нахваливать спартаковские унты ("Хоть на подиум!") и кукморские валенки. Затем потребовал от субтильной телевизионной барышни немедленно определить, годятся ли кожи выделки "Сафьяна" на брюки. Кожи были хороши, барышня тоже, и настроение у президента, по-видимому, улучшилось. С тем и пошли совещаться.
Фото Наиля КУРАМШИНА
Марина ЮДКЕВИЧ