Вечерняя Казань / № 57 (2372) / Культура / Вчера Казань прощалась с Марселем Салимжановым и Петром Бетевым...

Боль утраты

Вчера Казань прощалась с Марселем Салимжановым и Петром Бетевым...

Жизнь выдающихся театральных деятелей оборвалась внезапно, накануне Международного дня театра.

Весть о смерти Салимжанова ошарашила всех: недуг расправился с Мастером буквально в считанные дни, ведь еще только месяц назад главный выпустил свой последний спектакль, комедию-притчу "Баскетболист", и сам присутствовал на премьере - чуть похудевший, но, как обычно, излучающий энергию, уверенность, силу...

Со смертью Салимжанова в истории Татарского академического завершилась эпоха. За те 36 лет, что он руководил театром, слова "Камаловский" и Салимжанов стали синонимами. Сейчас практически невозможно представить, каким отныне будет лицо ТГАТ, кто встанет у его руля. Но кем бы ни был новый главный режиссер, приверженцем традиций или новатором, театр Салимжанова останется для преемника эталоном, который постепенно превратится в легенду.

А ведь когда-то юноша, выросший в семье актеров Хакима Салимжанова и Галии Нигматуллиной, хотел, по совету отца, стать юристом, поступил в КГУ. Но летом 57-го Марселя, чемпиона по фехтованию, пригласили сыграть небольшой эпизод в спектакле "Король Лир", который камаловцы показывали на Декаде татарского искусства в Москве - и этот первый сценический опыт решил дальнейшую судьбу Салимжанова. Он поступил в ГИТИС на режиссерский курс Лобанова, а по возвращении домой стал сначала режиссером тюза, затем - главным режиссером Камаловского, кстати, одним из самых молодых в истории театра.

Критики отмечали, что с приходом Салимжанова опиравшийся на актера татарский театр совершил качественный скачок - к синтезу исполнительского и режиссерского начал. В первые годы работы молодой худрук заставлял артистов в ролях отойти от традиционной маски, штампа, добивался от исполнителей творческого поиска, импровизации, собственного видения характера героев. В постоянном поиске современного лица театра находился и сам режиссер, экспериментируя со сценографией, жанрами, темами, привлекая молодых драматургов и композиторов.

Салимжанова называют режиссером без амплуа - - он одинаково органично ощущал себя и в водевиле, и в драме, и в музыкальной комедии. В общей сложности мастер поставил более 80 спектаклей, причем такие постановки, как "Мама приехала" Хусаинова, "Голубая шаль" и "Угасшие звезды" Тинчурина, "Ильгизар плюс Вера" и "Старик из деревни Альдермеш" Миннуллина не сходят со сцены театра многие годы, привлекая разные поколения зрителей.

Своим педагогом, учителем, мастером Марселя Хакимовича называют десятки известных артистов - академик Салимжанов 30 лет возглавлял курс актерского мастерства сначала в театральном училище, затем - в академии культуры. В прошлом году режиссер был награжден всероссийской Национальной театральной премией "Золотая маска" за честь и достоинство. А главную награду - нашу любовь и уважение - Марсель Салимжанов заслужил уже давно.

Петра Бетева, народного артиста России, корифея Качаловской сцены, в театре называли Петропалычем. Огромный, величественный, громогласный... Шутник и балагур...

Воспитанник знаменитого режиссера Волгина, он приехал в Казань в 1966 году. Правильнее - его привезли. В то время главным режиссером Качаловского театра был Орлов, он и съездил - специально за Бетевым и его супругой Галиной Ишковой - в Тамбов.

О своей первой роли на Качаловской сцене Петр Павлович рассказывал мне пять лет назад. Хохотал. Потому что это была роль без слов: Бетев играл голосующего мужика на собрании, созванном дедом Щукарем в "Поднятой целине". Это уже потом в его репертуаре появились Ангел "А" в "Божественной комедии", Кэбот в "Любви под вязами", Пеликано в "Корнелии Кампарелле"... Последней работой Петра Павловича была роль актера Аллана Люса в спектакле "Весельчаки" по пьесе Нила Саймона...

Вадим Кешнер, народный артист России:

- С Петей Бетевым мы сидели в одной гримуборной и всю жизнь были на "ты". Помню, он, когда в Казань приехал, сразу отметил здесь свое сорокалетие... Тогда и родилась рифма, что сопровождала потом все наши шутливые подарки Пете: Петру Бетеву - в день сорокалетия... пятидесятилетия... шестидесятилетия... Недавно ведь только отмечали его 75-летие...

Он, кстати, не любил торжеств во славу себя: добрые слова его трогали до слез... Голо без него, сиротливо... Он же такой громкий, такой шумный! Не хочется добавлять - был... Шутки любил Петя, сам шутил всегда замечательно, и не только в театре. Как он ходил на базар! Это же было целое представление! Как он сбивал цены! И все понимали: это - Артист! Он даже собачек своих выгуливал как-то особенно... А Семеновну свою он как любил - актрису Галину Семеновну Ишкову... Они всегда вместе были - Семеновна и ее Петруша, вместе чуть ли не с детства. Замечательная была пара! Ушел вот теперь Петруша... Оставил Галю, оставил нас...

Геннадий Прытков, заслуженный артист России:

- Бетев - это же громовер! Его всегда было так много, с ним всегда было весело и уютно... В театре Петра Павловича любили и уважали все. А как любили и уважали Бетева, считая за своего, актеры Камаловского!

Грустно, очень грустно... Не стало Бетева, и эту пустоту, эту зияющую дыру не восполнить уже ничем. Это же был масштабный актер и человек... С ним ушла из нашего театра тонкая ирония, добрая смешливость, радость ушла... Горько, очень горько...