Вечерняя Казань / № 71-72(2386-2387) / Культура / Ленин и дети

Перебирая наши даты

Ленин и дети

Дом Шаймиева дети знают лучше, чем дом Ленина

При взгляде на этот культовый уголок дома-музея у поколения-next сердце не дрогнет.

- Мы идем к Ленину в дом, - сообщил вчера мой 13-летний сын моему мужу, имея в виду мое намерение познакомить наконец ребенка с экспозицией дома-музея Ульяновых.

- Вы бы лучше посуду помыли, и было бы у вас общество чистых тарелок, - съязвил муж, намекая на классику нашего детства - чувствительные рассказы З. Воскресенской о детских годах Ильича.

Эх, да что говорить!.. В нашем-то детстве к дому-музею на улице Ульяновых не зарастала культпоходная тропа, особенно в апрельские дни. Теперь это дело совершенно пущено на самотек. Придется самой.

- А ты, сынок, знаешь, кто это такой - Ленин? - осторожно интересуюсь по дороге. Поразмыслив, сын сообщает:

- А меня уже спрашивали. Тетка с микрофоном. Когда на роликах у памятника на площади Свободы катались. Я сказал: вождь мирового пролетариата.

- И где это, интересно, ты таких слов набрался?

- В телевизоре говорили. И еще папа. А что это - кто знает: мы еще не проходили. А где этот дом - далеко?

Я заверяю, что совсем недалеко и, дабы скоротать дорогу, указываю:

- А вот это - дом Шаймиева.

- Это-то я знаю, - отмахивается ребенок, - это все знают.

И принимается форсировать водную преграду - бурный поток, несущийся по пыльному тротуару. Мощную струю направляют под ноги прохожих два мужика.

- Субботник, - констатирую я.

- А что, вообще, такое - субботник? Откуда взялся?

И про историческое бревно он, стало быть, тоже не знает... Ну просто распалась связь времен!

Вообще-то по отношению детей к дедушке-Ленину можно изучать историю родной страны и сопутствующее всем изгибам этой истории развитие психологии и мифологии.

Иосиф Бродский писал, что в его детстве (пришедшемся на 40 - 50-е) Ленин и Сталин были неразделимы в восприятии, но Ленин был лучше... "потому что он был уже мертвый и значит, уже утвержденный историей".

Мое поколение, родившееся в 60-е, писало сочинения "Я себя под Лениным чищу". И на переменке смеялось "по ленинской тематике". (Возвращается муж из командировки, а в постели с женой - дряхлый старик. Муж в крик, а жена: "Тише, он Ленина видел!".)

Моя племянница ребенком в перестройку наслушалась такого, что к теперешнему возрасту моего сына уже была убеждена, что дедушка-Ленин чуть ли не кушал детишек за завтраком.

Мой сын... впрочем, это вы уже знаете. Лучше расскажу об опыте одного казанского художника, который объявил о своей готовности заплатить деньги, лишь бы убедиться, что его сын хоть что-то знает о Ленине.

"Три рубля дам!". "Оболтус" молчал, сосредоточенно соображая. "Пять!". "Оболтус" поднимал глаза к потолку. Торг дошел до 15 руб.

- Ленин - это памятник! - вспомнил простимулированный ребенок.

Фото Олега КОСОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ