Вечерняя Казань / № 120 (2435) / Культура / Сайяра Юнусова: балериной я стала случайно

Аплодисменты

Сайяра Юнусова: балериной я стала случайно

Казанскую хореографическую школу создала ученица Вагановой

Зачинателем хореографического образования в России считают француза Жана Батиста Ланде, которого в 1734 году пригласили в Сухопутный шляхетский корпус "для обучения дворян танцам". А в нашей республике начало профессионального хореографического образования связано с женщиной - балериной, выдающимся педагогом и ученицей легендарной Агриппины Вагановой - Сайярой Юнусовой.

Она необыкновенно скромна: горделивый восторг создателя - не в ее характере. Поразительно молодо выглядит, хотя 31 июля ей исполнится 75 (кто поверит?), пятьдесят из которых она занимается педагогической деятельностью...

А в сентябре исполнится 30 лет, как эта миниатюрная женщина открыла на базе Казанского музыкального училища отделение хореографии. Но лучше обо всем по порядку...

- Можно сказать, что балериной я стала случайно, - рассказывает Сайяра Сагировна. - Трудные времена настали для нашей семьи: отца, он был министром сельского хозяйства Татарии, репрессировали. И приехали тогда в Казань педагоги из Московского хореографического училища набирать к себе детей из провинции. Мама меня спросила: "А не хочешь ли ты стать балериной?". Я согласилась. Удивительно легко прошла конкурсный отбор и... уехала в Москву.

- Учились - тоже легко?

- Да. Никаких ужасов про свое балетное детство рассказать не могу. Я была единственной, кстати, с нашего курса, кто после войны вернулся в Москву и закончил училище. У меня были неплохие успехи; как и все, постигающие азы балета в Москве, я танцевала детские партии в спектаклях на сцене Большого театра. Получив диплом, вернулась в Казань, стала работать в Татарском оперном. Тогда звездой труппы была Анна Гацулина, потом приехала из Уфы Нинель Юлтыева... Я восемь лет протанцевала, а однажды... Я поняла, что мне намного интереснее было бы учить хореографии детей. Из театра меня отпускать не хотели - еще немного, я стала бы примой. Но я все же уехала - в Ленинград, где поступила в консерваторию, чтобы получить образование педагога-хореографа.

- И стали ученицей великой Агриппины Вагановой...

- Она была строгая очень, но справедливая. На нашем курсе учились люди разного возраста, были и уже вышедшие на пенсию артисты балета. И все мы, это был закон, показывали Агриппине Яковлевне изучаемые балетные движения. Она говорила, что если педагог не может сам исполнить то, чему желает научить ученика, то это не педагог. Стажировались - вели уроки - в Ленинградском хореографическом училище... После консерватории я стала педагогом-репетитором труппы казанского балета, 10 лет работала педагогом. Но потом вынуждена была уехать из Казани.

- Театральные интриги?

- Нет, семейные обстоятельства. Мой супруг - режиссер Камаловского театра Рафкат Бикчантаев - сильно пил, я вынуждена была уехать ради спокойного детства дочери. Год проработала в Перми, но там не было жилья. И я приняла приглашение от Новосибирского хореографического училища. Знаете, когда я приехала в этот город, мне уже на вокзале кроме цветов сразу же вручили ключи от квартиры. В Новосибирске я проработала 10 лет, дочь моя - Гузель - закончила там хореографическое училище, хоть я и была решительно против, чтобы она стала балериной...

- Почему против?

- В балет надо идти, если у тебя блестящие данные, а у нее были - просто приличные. И потом все эти закулисные дела... Не каждый ведь может выстоять! Мне, например, всегда были противны интриги... Сейчас дочь уже не танцует - она известный балетовед, редактор софийской газеты "Культура", живет в Болгарии...

- Слышала, что новосибирские ученицы до сих пор поддерживают с вами связь?

- Да. У меня очень хорошие ученицы, многие стали известными балеринами, заслуженными и народными артистками. Это и Лариса Василевская-Матюхина, которая в 1976 году на конкурсе в Варне стала лауреатом второй премии, и Клавдия Иванова, и Наташа Посельская... Всех не перечислишь. Одна моя новосибирская ученица - Валя Прокопова - приехала за мной в Казань, когда я все же вернулась на родину. Сейчас она педагог-репетитор нашей балетной труппы.

- А отделение хореографии при казанском музыкальном училище вы открыли по чьей-то инициативе?

- Это была моя идея. Я когда из Новосибирска приехала и вновь стала педагогом труппы казанского балета, не могла не заметить низкого уровня коллектива. Нужны были кадры, свои, выученные специально для театра. Это было очень непросто - ходить по инстанциям, просить и убеждать. Но у меня получилось! Сначала дети занимались в театре - помещения-то не было, потом выхлопотала здание, которое заняли музыканты, оставив нам небольшие закутки... Я была и педагогом, и заведовала отделением - искала педагогов, ими стали артисты казанского балета Сания Хантимирова, Камиль Гайнуллин, моя Валя Прокопова... Гордость нашего отделения - мои выпускники Луиза Мухаметгалеева, солистка Татарского оперного, Игорь Жуков, который танцует сейчас в Праге, Николай Шильников, он работает в Словении... Начиналось все трудно очень. А вскоре хореографическое училище открылось в Уфе, и наше отделение хореографии в Казани решили закрыть, объясняя такую необходимость перепроизводством балетных кадров, представляете? Я поехала в Москву, потребовала комиссию из ленинградского училища, чтобы выехала к нам и проверила уровень моей работы.

- И что комиссия?

- Председатель этой комиссии, чиновник, получил задание, установку: отделение закрыть. Но работали-то мы очень хорошо, так что... Отделение не закрыли, но меня с должности заведующей сняли - нужно же было как-то оправдать работу комиссии.

- В начале 90-х отделение хореографии aпереросло уже в хореографическое училище...

- Знаете, как я была этому рада! Это же реализовалась моя идея, моя мечта. Путь к этому был очень долгий и трудный... Очень помог, поддержал меня директор нашего оперного театра Рауфаль Сабирович Мухаметзянов - он так же, как и я, понимал, что нам нужно хореографическое училище... Сейчас я методист училища, а с нового учебного года у меня будет свой класс - стану преподавать девочкам... Работаю и в нашей консерватории, где с недавнего времени стали готовить педагогов хореографии. Поймите, педагог - особенная профессия. Можно быть выдающейся танцовщицей, но не уметь преподавать. Я - умею.

- Сайяра Сагировна, вы и сейчас все то, что объясняете ученикам, можете показать, исполнить?

- Сейчас уже не прыгаю и ногу к уху не поднимаю. Если показываю - только корпусом, руками. Но я научилась объяснять - спокойно, внятно и толково. И меня понимают!

Фото Виталия КАЛИНА.

Айсылу КАДЫРОВА