Вечерняя Казань / № 177 (2492) / Экономика и цены / "Мне не нравится, что доходов мало!"

За строкой бюджета

"Мне не нравится, что доходов мало!"

Послание президента с проектом бюджета на 2003 год поступило в Госсовет. Том в 280 страниц штудируют в комиссиях, готовясь утвердить закон о бюджете в конце ноября. Вчера мы устроили собственные предварительные "бюджетные слушания" - о параметрах проекта корреспонденту "ВК" рассказывал председатель бюджетной комиссии Госсовета Илсур Сафиуллин:

- Доходы запланированы в размере 36,6 млрд. руб., расходы - 39 миллиардов. Бюджетный дефицит, значит, составляет около 7 процентов - как и в текущем году.

- Погодите, так и абсолютная величина доходов и расходов практически на том же уровне: в плане этого года они составляют соответственно 35,4 и 37,7 млрд. руб.! Тут же даже роста в пределах запланированной инфляции (10 - 12 процентов) нет...

- Это правда...

- Значит, поскольку инфляция неизбежна, бюджет будущего года - это реальное падение?

- И это правда. Хотя... смотря по каким статьям. Затраты по направлениям, которые обеспечивают выживание (раньше они назывались "защищенными статьями" - зарплаты, социальные выплаты, расходы на простейшие медикаменты...), запланированы с небольшим ростом - разумеется, за счет сокращения капитальных затрат. Отдельная инвестиционная программа, уже по традиции, присутствует в бюджете. В размере около 600 млн. руб. - пока. Понятно, что как раз эти деньги и будут объектом "перетягивания" в процессе работы над проектом различных профильных комиссий.

- Давайте обозначим проектные параметры финансирования так называемых социальных отраслей республиканским бюджетом (имея в виду, что они финансируются и на местном уровне).

- Пока они выглядят так. На образование в текущем году республиканский бюджет планировал направить 493 млн. руб. - на будущий пока значится 663 миллиона. Культура: 414 и 454 миллиона соответственно. Здравоохранение: 4,8 млрд. руб. и 4,9 миллиарда...

- Совсем небогато. А как будет в денежном выражении выглядеть всеми любимый комплекс ЖКХ, который до сего времени финансировался со значительными (до 90 процентов) бюджетными переплатами?

- В денежном выражении один к одному: 3,7 млрд. руб. Но коренным образом меняется механизм его финансирования. Если до сих пор предприятия ЖКХ получали 1 миллиард прямо из бюджета республики, а еще 2,7 - субвенциями через местные бюджеты, то с будущего года все деньги на ЖКХ аккумулированы в республиканском бюджете.

- Что в лоб, что по лбу.

- Не скажите. Тут принцип оплаты меняется. Смотрите: сегодня, как считается, граждане в Татарстане оплачивают из своего кармана 60 процентов тарифа, недостаток разнообразным теплосетям и водоканалам компенсируется напрямую из бюджетов. Но 60 процентов - это в среднем по республике; во множестве населенных пунктов фиксированный размер коммунальных платежей граждан не превышает 10 процентов тарифа. Понятно, что в таком случае благосостояние предприятий ЖКХ зависит не от наших с вами рублей, вот и не стремятся они обеспечить приличное качество услуг.

Реформа оплаты (я говорю о планах, нормативные документы пока не утверждены) предполагает повышение доли оплаты самими гражданами до 90 процентов. Семьи, у которых в этом случае оплата коммунальных услуг превысит 16 процентов дохода на одного члена семьи, получат бюджетные дотации. В принципе, это должно поставить поставщиков коммунальных услуг в зависимость от нас с вами: если тепла нет или горячей воды... - мы не платим, и из бюджета они тоже не получат денег...

- Идея красивая, но, если вдуматься, довольно рискованная: если судить по постоянным стонам руководителей ЖКХ об изношенности сетей, они просто не в состоянии оказывать качественные услуги.

- Если честно, я вижу сразу три крайне рискованных пути развития ситуации. Во-первых, согласен с вами, если мы все разом реализуем свое право не платить за фактически не оказываемые услуги - тогда в скором времени ЖКХ "просядет" настолько, что мы не получим его услуг даже на нынешнем уровне. Батареи будут не чуть теплые, а просто холодные, снег вовсе перестанут разгребать...

А косвенные последствия!.. Мне представляется вполне реальной угроза обвала на рынке жилья: сегодня его покупают "впрок", а когда оплата коммунальных услуг возрастет в полтора раза, это станет накладно - строительство будет сворачиваться, и бюджет недосчитается части доходов... А в-третьих, поднимая оплату коммунальных услуг, мы подстегиваем инфляцию! Люди, вынужденные платить больше за жилье, потребуют повышения зарплаты, вырастет стоимость товаров и услуг... В общем, месяца через 3 - 4 все это окажет такое давление на инфляционный процесс, что государство на него влиять никак не сможет.

- В общем, красивая идея - рыночными методами воздействовать на "неподдающуюся" отрасль - может привести республику к такому...

- Но ведь и отказаться от этого нельзя. Минфин России принял этот норматив - 90 процентов оплаты коммунальных тарифов гражданами. Татарстан может отказаться - но тогда не получит определенную долю финансовой помощи, предназначенной на компенсацию этого процесса...

- Кстати, какова федеральная доля бюджета Татарстана?

- Предполагается, мы получим 11,2 млрд. рублей в порядке оказания помощи региону.

- Запланированный вопрос "Что вам нравится в проекте бюджета-2003?" снимаю ввиду полной бесперспективности. А что вам не нравится?

- Мне не нравится, что доходов мало! Вот у меня номер российской "Парламентской газеты", я его уже "зачитал". Смотрите: деньги из регионов консолидируются в федеральный бюджет под видом необходимости платить по долгам России - а здесь один из руководителей Госдумы убедительно рассказывает, что Россия толком не знает, сколько у нее долгов! В региональных бюджетах скоро и считать-то нечего будет. Говорить, что в будущем году с нашим бюджетом все будет хорошо - оснований нет.

Рис. Николая КИНЧАРОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ