Вечерняя Казань / № 177 (2492) / Городские новости / Любимые грабли казанских градоначальников

У светофора

Любимые грабли казанских градоначальников

От Оренбургского тракта (возле РКБ) до Декабристов магистраль меняет название дважды: сначала - с проспекта Победы "опускается" до статуса улицы Арбузова, а потом снова "возносится" до проспекта, теперь уже Ямашева. Но, независимо от названия, эти 18 километров являются частью так до сих пор и недостроенной внутригородской объездной магистрали.

Согласно словарю "магистраль - главная линия какого-либо сооружения по отношению к отходящим от нее второстепенным, напр., ...улица с интенсивным движением транспорта..." Возникает она подчас стихийно, совпадая с историческим направлением грузо- или пассажиропотока. Удобнее, когда магистрали строят "с чистого листа", увязывая с градостроительной политикой. Но в любом случае трасса должна соответствовать определенному набору требований.

Одинокие автомобили, движущиеся по неширокой улице, без особых проблем для себя и окружающих простоят у светофора несколько секунд, пропуская поперечный транспорт и пешеходов. На магистрали же только в одном направлении непрерывным потоком текут четыре ряда машин. При остановке на красный свет вся эта армия начинает интенсивно отравлять атмосферу: в режиме холостого хода выбросы двигателя внутреннего сгорания наиболее токсичны. Постоянные разгоны-торможения приводят к повышенному расходу топлива. Даже только этих двух доводов достаточно для того, чтобы понять: магистраль должна обеспечивать непрерывное безопасное движение транспорта с высокой средней скоростью. Этого можно достигнуть единственным путем - исключив пересечения в одном уровне. То есть построив для транспорта многоуровневые развязки, для пешеходов - подземные и надземные переходы. Но даже многоуровневые пересечения на магистрали допустимы не чаще, чем через два, а в районах с плотной застройкой - полтора километра.

На нашей объездной их 18(!), и только два - с Сибирским трактом и проспектом Ибрагимова - в двух уровнях. Существующий плотнейший транспортный поток не то что пересечь - в него и влиться-то невозможно. Выход - только в светофорах. Их на трассе, по числу оставшихся перекрестков, 16. Недавно появилась еще пара - у переходов к трамвайным остановкам "Ветакадемия" и "Улица Гаврилова".

А ведь перечисленные улицы и проспекты строились на пустом месте, специально с расчетом на растущую транспортную нагрузку. В таких условиях ничто не мешало сделать магистраль если не идеальной, то хотя бы максимально приближенной к требованиям. Однако кому-то перечисленные инженерные сооружения показались излишней роскошью, на которой можно сэкономить: ведь поначалу дороги шли чуть ли не по пустырям. Зато теперь почти вплотную к проезжей части понаросло множество "фокусов тяготения населения" (так мудрено называют специалисты магазины, рынки и прочие объекты массового посещения граждан), не говоря уж о самой массовой жилой застройке. И ГАИ собирает по всей трассе печальный урожай: ежедневно в сводках отсюда "наезды на пешеходов" и "столкновения транспортных средств", часто - со смертельным исходом.

Первый казанский опыт "экономии и ускорения" дорожного строительства приходится еще на 70-е годы. На улице Зорге предполагалось семь подземных переходов, строить которые можно было открытым способом, не перенося никаких коммуникаций. Не появился ни один. Уровень ДТП с пешеходами здесь - стабильно высокий. Казалось бы, наелись?

Но и на проспекте Ямашева спустя десять лет запланировали и не построили пять подземных пешеходных переходов. А сегодня также уверенно наступают на знакомые грабли, споро и гладко строя Чистопольскую, хотя очевидно, что пустыри по ее обочинам исчезают не по дням, а по часам. Почему же и нынешние градоначальники готовят почву злословию потомков? Или синдром некомпетентного временщика наследствен для чиновника?

Известно, что скупой платит дважды. Экономия на подземных переходах и многоуровневых развязках позволила быстрее построить дороги и разрубить какие-то транспортные узлы. Сегодня строительство этих объектов обойдется много дороже, но властям от этого никуда не уйти.

Когда-то денег хватило только на часть внутригородской автомагистрали. Проект как будто затерялся, а в пределах "красной линии" землеотвода под ту трассу появились даже какие-то здания. Но теперь совершенно очевидно, что внутреннее кольцо Казани необходимо как воздух. И строить его придется с соблюдением всех требований. За отклонения от них казанцы платят жизнью.

Алексей СОЛОПОВ.

Фото Олега КОСОВА.