Вечерняя Казань / № 198 (2513) / Субботний репортаж / Заповеди промоутера: не молчать, не курить, не есть и не пить

Заповеди промоутера: не молчать, не курить, не есть и не пить

Стоит девушка в магазине

"Добрый день (вечер)! Сегодня в нашем магазине проводится акция (презентация, дегустация)..." - звучит девичий голосок, а ему вторит другой, третий, зазывая нас отпробовать бесплатного вина и колбаски, а с собой прихватить пакетик бесплатного кошачьего корма. Там-сям откусишь, отопьешь, и уже можно не покупать ничего на ужин - ни себе, ни коту. Ведь разве что в самой захудалой торговой точке не встретишь сейчас промоутеров - симпатичных и добрых девушек, которые кормят и поят нас "на халяву", предлагают купить товар со скидкой да еще и получить за это подарок.

В том магазине, куда я забежала, промоутеров оказалось четверо. Одна пара девчонок угощала народ вафельными тортами, другая - ветчиной. Тортики ели как-то вяло ("Спасибо, но я на диете"). Зато ветчину уплетали многие, невзирая на пол и возраст. Девчонки еле успевали нарезать кусочки, а надо еще и улыбаться каждому, и тараторить без умолку: "Какой сорт вам понравился больше? Вы можете купить его вон в том отделе"... Ведь главная-то задача промоутера, если кто еще не понял, - не угостить клиента, а сподвигнуть его на покупку данного вида товара. Исключительно ради увеличения объемов продаж стоят в магазинах симпатичные девчонки в кепочках, фартучках и с улыбками на лице!

- Тяжело, небось? Целый день на ногах, болтаете без умолку, -спрашиваю "продвигальщиц" вафельных тортов - студенток КФЭИ. В промоушне они третий месяц.

- Не-а, мы же по полдня работаем, учебе это не мешает, а к стипендии - хорошая прибавка. Только вот акцент у меня пока, я же из Коми приехала, но ничего, с такой практикой быстро избавлюсь, - уверена Люда.

- А мне, честно скажу, тяжело. Не по мне это - к людям приставать: подходите, налетайте, покупайте! Сама не люблю, когда ко мне так пристают, - признается ее напарница Катя. - Но где еще студенткам заработать? Не на панель же идти.

Ляля, "продвигающая" ветчину, придерживается того же мнения. В промоушне студентка КГТУ уже два года, так что считает себя ветераном:

- Самые приятные клиенты - это женщины. А самые противные - мужики в галстуках. Да-да, именно в галстуках. Самые приличные с виду мужчины делают нам самые грязные намеки и непристойные предложения: "А сколько ты стоишь? А тебя можно попробовать?". Но нам нельзя отвечать на хамство хамством... Конечно, не каждый клиент, попробовав, бежит покупать товар. Бывает, что увеличиваем объем продаж вдвое, бывает, что в 25 раз, бывает, и по нулям. Так было с наполнителем для кошачьих туалетов. Ну кто разбежится покупать дорогущий наполнитель для кошачьих туалетов?

Пока Ляля отвечает на мои вопросы, одновременно переговариваясь с клиентами, замечаю, что на нас пристально и недовольно смотрит какой-то тип. Это, как выяснилось, супервайзер - наблюдатель. Он следит за тем, чтобы промоутеры не снялись со своего "поста" на полчаса раньше, чтобы работали на совесть и соблюдали промоутерские запреты: не принимать на рабочем месте пищу и питье, не курить, не молчать, но и не болтать с коллегами (или с такими вот бесполезными "приставалами", как я).

- Приятная внешность и общительность - главные требования к промоутеру, - объясняет мне супервайзер. - В юношах промоушн сильно не нуждается, потому что заказчики живой рекламы, как правило, предпочитают девушек. Ну а мое дело - за ними присматривать.

Фото Олега КОСОВА.

Ольга МАЧНЕВА