Оптимистическое Товарищ, верь! Придет пора Достатка и правопорядка. Но до нее - ...



№ 74 (2804)
12 мая 2004, среда
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура12.05.2004
Память
Нобелевскому лауреату придется "свыкнуться со своей бедой"

Почти три месяца члены религиозной еврейской общины разыскивали могилу отца лауреата Нобелевской премии Виталия Гинзбурга, похороненного на Арском кладбище в июле 1942 года. Даже создали совместную с дирекцией Арского кладбища комиссию для этого. Но, увы...

Марк Кринштейн и Евгений Шапиро
на предполагаемом месте захоронения
отца Виталия Гинзбурга

В начале войны Гинзбург, тогда еще никому не известный научный сотрудник Физического института Академии наук СССР, вместе с родственниками находился в нашем городе в эвакуации. Здесь и умер его отец. После войны Виталий Лазаревич специально приезжал в Казань, чтобы поставить на могиле отца основательный памятник (во время войны такой возможности у него не было). Долго искал могилу, да так и не нашел ее. Об этом религиозная община узнала из интервью лауреата Нобелевской премии, опубликованного в одном из февральских номеров "ВК".

- Когда мы прочитали в "Вечерке", что ученый с мировым именем признается в своей большой вине перед отцом, то решили помочь ему найти могилу, - рассказывает член совета религиозной общины Марк Кринштейн. - Сначала, пока еще лежал снег, мы занялись поисками архивных документов, в надежде, что удастся выяснить, в каком же месте находится захоронение. Но в казанских архивах нашли лишь свидетельство о смерти отца лауреата - Лазаря Ефимовича. Сведения в нем были очень скудные. Кроме дат рождения и смерти указывалось только ориентировочное место захоронения - четвертая аллея кладбища. А самого главного, номера могилы, в свидетельстве не было. И в архиве кладбища документы тех времен, увы, не сохранились. Написали письмо Гинзбургу, чтобы он сообщил дополнительные подробности: не было ли какой-нибудь отметки на памятнике и что находилось рядом с могилой. Но он только подтвердил дату смерти отца - 20 июля 1942 года - и сообщил, что памятник был из серого бетона, низкий, небольшой, как бы тумбочка, рядом были такого же типа памятники. Но о надписи точных воспоминаний у него не осталось. На кладбище, мол, был какой-то домик, а могила была направо от домика, ближе к обрыву. Позже Виталий Лазаревич сообщил по телефону Евгению Шапиро, который принял активное участие в поисках могилы, что на памятнике из бетона он никаких надписей не делал. И что "если для поисков необходимы средства, то он может их передать".

На наше интервью с Гинзбургом неожиданно откликнулась дочь известного физика Евгения Завойского - Наталья Завойская, которая сейчас живет в Москве. Обеспокоенная тем, что могила отца лауреата Нобелевской премии так и не найдена, она написала в "ВК", где ее следует искать. "В 1982 году Виталий Лазаревич приезжал в Казань на первые Завойские чтения по приглашению члена-корреспондента Академии наук РФ Семена Альтшулера, - сообщила Нина Евгеньевна. - Так вот я была среди тех, кто ездил с Виталием Лазаревичем в Клыковку и на кладбище. Кладбище мы посещали Арское, то место, где Гинзбург похоронил отца своего, находится слева от главного входа, глубоко внутрь. Там действительно было еврейское кладбище. Могилы и надгробия сохранились, но надписи были уже не видны. Может быть, их мог бы прочитать слепой человек, у которого "видят" пальцы".

Но еврейская община надежды все же не теряла. Обратились за помощью к руководителю МУП "Ритуал" и директору Арского кладбища Равилю Каримову - а вдруг кто-то из его работников что-нибудь знает. По предложению Каримова была создана специальная комиссия, которую он сам и возглавил. Кроме того, он выделил несколько своих специалистов для поисков. Когда в апреле сошел снег, работники кладбища вместе с членами общины (по 12 - 15 человек) каждый день осматривали безымянные могилы. Но памятника с приметами, описанными Виталием Гинзбургом, увы, не нашли. Как сказал Марк Кринштейн, или могила, находившаяся на краю обрыва, осыпалась, или в ней кого-то похоронили в военные годы, а может быть, уже после войны.

Когда члены комиссии пришли к выводу, что продолжать поиски бессмысленно, они обратились к Виталию Гинзбургу с предложением поставить памятник на месте предполагаемого захоронения. Не возражал против этого и раввин Татарстана Ицхак Горелик - лучше, дескать, что-то, чем совсем ничего. Да вот только Виталий Гинзбург своего согласия на установку памятника не дал, сочтя это кощунством.

- Как он сказал, видимо, ему придется свыкнуться со своей бедой. Однако Виталий Лазаревич был очень тронут нашим вниманием. Выразил всем откликнувшимся и проявившим инициативу казанцам глубочайшую признательность и благодарность, - говорит Марк Кринштейн. - Нам же очень обидно, что поиски оказались безрезультатными. Руководству кладбища и его работникам за бескорыстную помощь большое спасибо от нашей общины.

Фото Василия МАРТИНКОВА.

Валентина ВИТАЛЬЕВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
12 мая 2004, среда
Все статьи номера:
« предыдущий№ 74 (2804)следующий »

Экономика и цены
Евгений АКСЕНОВ
Евгений АКСЕНОВ
Марина ЮДКЕВИЧ

Правоохранение и криминал
 
 
Сергей ИЛЬИН
 

Образование
Ольга МАЧНЕВА

Культура
Нобелевскому лауреату придется "свыкнуться со своей бедой"
Валентина ВИТАЛЬЕВА
 
 
 

Городские новости
 
 

Спорт
Сергей КОЗИН
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Социальные проблемы
Анна АЛТЫНОВА
Инна СЕРОВА
Алексей СОЛОПОВ

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 74 (2804)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет