В борьбе со своим народом
наше правительство
непобедимо.

Борис Крутиер



№ 42 (2564)
14 марта 2003, пятница
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Городские новости14.03.2003
Горючая тема
Качество на риске покупателя, или Чем заряжен "пистолет"

Правительство Татарстана намерено вскоре ввести в республике нормативное "Положение о контроле качества производимых, хранимых и реализуемых нефтепродуктов". Это его ответ на федеральные акцизные новшества, в результате которых фальсифицировать автомобильное топливо стало не выгодно, а очень выгодно.

Впрочем, по данным госнефтеинспекции (она теперь входит в состав Татгосэнергонадзора), вроде бы "левого" бензина в республике с каждым годом продают все меньше. Правда, плановые проверки, как говорит с грустью директор ТГЭН Роберт Гилязиев, закон разрешает проводить на каждой заправке только раз в два года. А внеплановые, по жалобам потребителей, - это, конечно, хоть каждый день... только потребитель должен назвать себя, немедленно предоставить бензобак своего авто для забора пробы, и бензобак этот должен быть до заправки на "проблемной" АЗС совершенно сухим, чтобы можно было сравнить его содержимое с содержимым резервуара АЗС... А поскольку у автолюбителя обычно бывают и другие дела, кроме участия в государственной борьбе за качество бензина, - в общих чертах понятно, отчего такой контроль показателей не ухудшает.

Или такой вот пример объективности госконтроля. 7 марта госнефтеинспекция "накрыла" в Черемшане одного чепэшника, который "хранил промышленный бензин". Хранение промышленного (т.е. прямогонного) бензина - не преступление, но, как сообщил г-н Гилязиев, "мы предполагаем, что он его хранил не просто так. Поскольку у него есть заправка - он бы, наверное, его реализовывал"... Ежу понятно, в суде предпринимателя поддержат: "бы" - это не довод.

С другой стороны, криминальная милиция, не столь ограниченная в возможностях, за полмесяца проведения операции "ГСМ" возбудила уже 57 уголовных дел, изъяла больше 180 тонн горючего (59 тонн уже признано фальсификатом)... Вот пример, приводимый замначальника криминальной милиции РТ Георгием Балясниковым в качестве классического: как чепэшник в Чистополе продавал нефтешлам под видом дизтоплива.

Тут есть один интересный момент, который не афишируется. Что такое нефтешлам? То, что остается от нефти после переработки - т.е., в сущности, отходы. При нормальной переработке нефтешлам даже внешне - по степени вязкости - за дизтопливо не сойдет. Значит, проблема - в крайне низкой глубине переработки на предприятиях Татарстана...

И еще о предприятиях - в другом аспекте. Как сообщил г-н Гилязиев, в Челнах на АЗС продавали под видом АИ-92 "компоненты моторного топлива" (еще один эвфемизм - разновидность прямогонного бензина). Эти самые "компоненты" поступали от ООО, расположенного ("по предварительным данным" - оговорил директор Татгосэнергонадзора) на территории Нижнекамскнефтехима. А выявили эту шарашку по "наводке" челнинского отделения Ассоциации независимых предприятий нефтепродуктообеспечения РТ, которое забило тревогу: мол, из Нижнекамска идет несертифицированный бензин.

Как видим, ассоциированные частные АЗС занимают активную позицию в борьбе за качество бензина плечом к плечу с Татнефтью и Татнефтепродуктом. Председатель Ассоциации Николай Горюнов утверждает, что они было даже хотели подвергнуться исчерпывающей 83-пунктовой сертификации с последующим вывешиванием у въезда на АЗС Знака качества (московская идея), но побоялись, что это будет признано некорректной рекламой. И проверки на качество они просто-таки любят!

Не любят только, когда госнефтеинспекция просит их "оплатить анализ" или скинуться на покупку оборудования для независимой лаборатории. Дело в том, что лаборатории для анализа качества топлива есть у ТН и ТНП - но независимой лаборатории в республике нет... Стало быть, ее надо приобрести. Но только какая же она будет "независимая", если за нее заплатят будущие проверяемые?.. Вот они и не платят.

Так кто же - пока все три столпа топливного бизнеса плечом к плечу стоят за качество - продает в Татарстане "бутер", гробя движки доверчивых автомобилистов? А-а, это всякие... передвижные... нынче здесь - завтра там, досадливо объясняют инспектора и милиция и снова принимаются рассказывать о "мерах по предупреждению"...

Но здесь, пожалуй, стоит остановиться. Интерес государства в этом деле должен быть другим. Оно должно быть заинтересовано в том, чтобы собрать налоги и акцизы. А акцизов на прямогонный бензин федеральная законодательная власть не установила. Стало быть, в эту дырочку деньги так и будут утекать - и ничего, кроме "обмана покупателя", продавцам "бутера" не пришьешь.

А раз так, каждому потребителю следует помнить торговый термин "качество на риске покупателя". Если знаешь, сколько стоит литр бензина на "культурной" заправке и все-таки покупаешь на полтинник дешевле у неизвестно-кого-на-большой-дороге... Стоит ли тратить немалые государственные деньги на проверки, анализы и прочие хлопотные мероприятия ради такого потребителя?.. Да лучше хоть нищим раздать!

А борьба за качество, не увенчиваясь победными лаврами, приводит к другим интересным последствиям. Как сообщил директор Татнефтьресурса (фирма, занимающаяся оптовой и розничной реализацией продукции Татнефти) Вячеслав Чичков, Татнефть уже готова полностью взять на себя оптовое обеспечение всех потребностей республики. Правда, каковы в точности эти потребности - ни Татнефть, ни кабмин еще не знают... Но Татнефть все равно готова!

И Ассоциация к этому готова. Николай Горюнов говорит, что, например, нижнекамское дизтопливо, поставляемое Татнефтью, заправщиков уже радует и качеством, и ценой. А если ТН станет цены задирать - так ведь дороги к прежним поставщикам в Татарстане еще не забыты...

А между тем на казанских АЗС цена на бензин снова подскочила. Литр самого ходового АИ-92 стоит уже 10,3 рубля...

Марина ЮДКЕВИЧ

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
14 марта 2003, пятница
Все статьи номера:
« предыдущий№ 42 (2564)следующий »

Политика
Валентина ПАХОМОВА

Экономика и цены
 

Правоохранение и криминал
Алексей УГАРОВ
 
Елена МЕЛЬНИК
Роман ОБОЛЕНСКИЙ
Никита ОЛЕЙНИКОВ

Культура
Айсылу КАДЫРОВА
 

Городские новости
Инна СЕРОВА
 
Анна АЛТЫНОВА
Качество на риске покупателя, или Чем заряжен "пистолет"
Марина ЮДКЕВИЧ
Инна СЕРОВА

Спорт
 
Сергей КОЗИН

Пресс-коктейль
 

Скажите: "С-Ы-Ы-Р"!
 

Конкурсы
 

Опрос ребром
 

« предыдущий№ 42 (2564)следующий »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет