Учитель - профессия дальнего действия, главная на земле... Роберт Ро ...



Горячие материалы
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 159 (3725)  03.10.2008
Премьера
В общем, все умерли

Вчера в театре имени Мусы Джалиля балетная труппа показала премьеру - "Спартак" Арама Хачатуряна и Георгия Ковтуна. Корреспонденты "ВК" побывали на генеральной сдаче спектакля, о котором еще с прошлого сезона говорили как о балете, подобных которому на сцене Татарского оперного еще было.

Действительно, сценическая фантазия Ковтуна по мотивам античных мифов и хроник Древнего Рима получилась не ободряющей пощечиной вкусу ценителей безмятежной балетной классики, а настоящим ударом под дых. Еще никогда на сцене не находилось одновременно такого количества артистов (свыше ста), еще ни разу в балете так много и громко не пели. Дирижер Владимир Рылов переложил на музыку Хачатуряна тексты античных авторов, их исполняет хор. А главное - впервые, пожалуй, по окончании трехчасового представления не только танцовщики, но и зрители почувствовали себя буквально раздавленными.

Ковтуновский "Спартак" - агрессивная визуальная атака. Сквозь клубы дыма на сцене зрители "считывают информацию" не только с хореографическо-акробатического текста в исполнении постоянно меняющих наряды артистов и движущихся декораций. На задник сцены периодически проецируются видеокартины: вот медленно движется иллюстрирующая мифологический сюжет о Ромуле и Реме Капитолийская волчица, потом художественно "размывается" и превращается в огромный портрет артистки, исполняющей в балете мать-волчицу...

Самое простое в этом "Спартаке" - сюжет. Два брата, вскормленные волчицей Спартак и Красс, превращаются в соперников, влюбившись в девушку Клавдию. Любовный треугольник пытается сломать Красс: он избавляется от брата, отдав его в школу гладиаторов. Важный момент: девушка Клавдия любит не Красса, а Спартака, а по Крассу безответно сохнет другая красавица - подруга детства Ливия...

Герои античного Рима в балете Ковтуна лихо крутят колесо, прыгают на руках, сложносочиненно кувыркаются. Цирковые трюки гармонично вливаются в классическую основу спектакля, требующую и выворотности ног, и большого шага, и вращений, и прыжков, и устойчивости на пуанте... Однако не кристальная чистота академической техники, фактурность тел и графичность кантиленных поз - главная фишка исполнителей балета. Они берут сумасшедшим темпом и шквальным темпераментом. Кстати, о темпераменте. Во время сдачи спектакля в сцене одного из гладиаторских боев вылетел из рук воина и рухнул в оркестровую яму железный меч. Судя по тому, что охнули только зрители, ни музыканты, ни их дорогущие инструменты, слава богу, не пострадали...

Гладиаторские бои, не считая отменной сценографии Андрея Злобина и колоритных костюмов Анны Ипатьевой, - это самое зрелищное в спектакле. Лихо, но выверенно "мочат" друг друга и мужчины, и женщины. Представительницы слабого пола сами вылетают на бой из-за кулис, представителей сильного вывозят на импровизированную арену в ширмах-клетках. Но эффектно не только "клеточное" дефиле. Запоминается расправа с ранеными гладиаторами: люди в громоздких меховых шапках-масках то ли медведя, то ли бобра цепляют тела рухнувших воинов огромными крюками и увозят их с арены боя. Кровожадное настроение людей в масках усиливает толпа римлян, наблюдающая за турниром из высокой ложи. Эта массовка аплодирует, поет, улюлюкает и даже "делает волну", как современные болельщики на стадионе.

Странно, что уступила боевым эпизодам спектакля сцена с гетерами, развращающими, согласно либретто, армию Спартака. Развратом там и не пахнет, а камасутрических непристойностей в танце полуголых прелестниц не больше, чем в производственной гимнастике каких-нибудь офис-менеджеров.

Самое прекрасное в балете Ковтуна, на мой взгляд, это финальная картина спектакля. После того как Спартак и Красс убивают друг друга, телегу с их трупами катят по затемненной сцене убитые горем мать-волчица и Клавдия. В какой-то момент загораются лучи кровавого света, освещая застывшую толпу вооруженных воинов. Их так много, что они заполняют весь задний план неожиданно гигантской сцены. Как в замедленной съемке, они вдруг начинают падать. Когда к ним подъезжает телега с телами Спартака и Красса, сцена превращается в гору трупов...

Айсылу КАДЫРОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Горячие материалы
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 165 (3731) [14.10.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 164 (3730) [11.10.2008]
Айсылу КАДЫРОВА

№ 163 (3729)   [10.10.2008]
Инна СЕРОВА

№ 162 (3728)   [08.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 161 (3727)   [07.10.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 160 (3726) [04.10.2008]
Инна СЕРОВА

№ 159 (3725)   [03.10.2008]
В общем, все умерли
Айсылу КАДЫРОВА

№ 158 (3724)   [01.10.2008]
 

№ 157 (3723)   [30.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 156 (3722) [27.09.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 155 (3721) [26.09.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 154 (3720)   [24.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 153 (3719)   [23.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 152 (3718) [20.09.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 151 (3717)   [19.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 150 (3716) [17.09.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 149 (3715) [16.09.2008]
Инна СЕРОВА

№ 148 (3714)   [13.09.2008]
Елена МЕЛЬНИК

№ 146-147 (3712-3713)   [12.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

№ 145 (3711) [10.09.2008]
Марина ЮДКЕВИЧ

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет