Неограниченная
власть начинается
с власти
ограниченных.
Сергей Амаякович



Культура
  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
№ 122 (3688)  30.07.2008
Выставки
Красоту из золотых нитей увидим в Кремле

"Мерцающее золото узора" - так называется персональная выставка Луизы Фасхутдиновой, которая откроется 1 августа в музейно-мемориальном комплексе "История государственности татар и РТ" Казанского кремля.

Луиза Фасхутдинова - выпускница КГУ и Казанского художественного училища. Технике восточной золотной вышивки обучалась в Бухаре. В своем творчестве она продолжает древние традиции знаменитого татарского золотного шитья. Ее работы экспонировались на Всемирном фестивале исламского искусства в Пакистане, на международных салонах в Пуатье (Франция) и Москве... В 2002 году именно ей доверили изготовить штандарт президента РТ.

Известно, что золотное шитье у татар широко распространилось в конце XVIII века. Для вышивки золотом использовали лучшие сорта однотонных восточных тканей: тончайшей выделки бархат и велюр (на хлопковой или шелковой основе), реже - шелк, парчу, тафту. В золотошвейном деле использовались металлические нити, плотно навитые на бумажную или нитяную основу, применялась канитель - это тонкая золоченая или серебряная проволока, скрученная в виде спирали. В наиболее выразительных деталях вышивки имела место скрученная в пружину плоская металлическая нить - трунцал. В качестве дополнительного декоративного материала применялись блестки, бисер, жемчуг, стеклярус, позумент, бахрома, кисти, витые металлические спирали, ювелирные поделки...

Специалисты считают, что большинство технологических приемов в татарском шитье аналогичны традициям русского золотошвейного искусства (лишь по-разному обозначались виды и приемы шитья), тем не менее отрицать самобытность и оригинальность татарской вышивки нельзя. Потому что существуют присущие только татарскому золотному шитью сочетания технических и стилевых приемов.

Заметное влияние на стилистику вышитых композиций оказал ислам. Любопытно, что запрет на сюжетные изображения не смог искоренить их полностью, они сохранились в завуалированном виде, преобразуясь в загадочные символы и чисто декоративные элементы. К примеру, "птички счастья" - излюбленный мотив татарских вышивальщиц - нередко украшали бархатные калфачки казанских татарок. А в узорах знаменитых казанских полотенец встречаются завуалированные изображения коней, всадников, парных голубей, уточек, драконов, которые утопают в цветочно-растительных узорах, преобразуясь в новые загадочные формы.

Загадочные формы - характерная деталь и для произведений Луизы Фасхутдиновой. В ее миниатюрах искрятся тонкими золотыми нитями-линиями минареты мечетей, полумесяцы, сказочные корабли, звезды, арабская вязь цитат из Корана... Есть и шамаили - религиозные знаки, основанные на искусстве арабской каллиграфии, оформленные в виде станковой картины. Кстати, Фасхутдинова - автор ряда вышитых шамаилей.

Айя СУЛТАНОВА

Версия для печати


  « Предыдущая статьяСледующая статья »  
Культура
Статьи раздела по номерам:
« Предыдущие 20
Следующие 20 »

№ 126 (3692)   [06.08.2008]
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 125 (3691)   [05.08.2008]
Айя СУЛТАНОВА
 
 
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 124 (3690)   [02.08.2008]
Анна АЛТЫНОВА
 
Айсылу КАДЫРОВА

№ 123 (3689)   [01.08.2008]
Ирина ПЛОТНИКОВА

№ 122 (3688)   [30.07.2008]
Красоту из золотых нитей увидим в Кремле
Айя СУЛТАНОВА
 

№ 121 (3687)   [29.07.2008]
 
Айсылу КАДЫРОВА
 

№ 120 (3686)   [26.07.2008]
Айсылу КАДЫРОВА
 
Айсылу КАДЫРОВА
 

« Предыдущие 20
Следующие 20 »
Вечерняя Казань

[Гороскоп] [Пресс коктейль] [Политика] [Горячие материалы] [Экономика и цены] [Городские новости]
[Медицина] [Правоохранение и криминал] [Образование] [Культура] [Спорт] [Биржа "Вечерки"]


© 2000-2010 "Вечерняя Казань"
Веб-Мастер


Сайт создан при поддержке
Института "Открытое общество"
(Фонд Сороса). Россия
www.soros.ksu.ru
www.osi.ru
Разработка веб-студии Лайнет